Недавно Аэрофлот заявил, что реализация новой редакции закона о персональных данных может повлечь перебои в международном авиасообщении. Какие в этой связи риски для граждан может иметь новая редакция закона о персональных данных?
Семеновский Игорь
Недавно Аэрофлот заявил, что реализация новой редакции закона о персональных данных может повлечь перебои в международном авиасообщении. Какие в этой связи риски для граждан может иметь новая редакция закона о персональных данных?
В целом риски могут быть, но они крайне маловероятны.
РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: 01.03.2023 вступил в силу ряд изменений в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В пояснительной записке к данным поправкам указывалось, что они направлены на совершенствование правовой защищенности субъектов персональных данных, а также усиление госконтроля в указанной сфере.
В частности, очень важным и одновременно достаточно дискуссионным стало положение о том, что персональные данные, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, могут быть предоставлены третьим лицам только с согласия физического лица – субъекта таких данных. Таким образом, с 01.03.2023 нельзя получить выписку из ЕГРН о доме, земельном участке, частном самолете или ином объекте недвижимости с личными данными собственника без его согласия.
В части международного аспекта, законопроектом была введена экстерриториальность применения российского законодательства о персональных данных, усовершенствован порядок трансграничной передачи персональных данных, установлена обязанность операторов персональных данных россиян информировать уполномоченные органы власти о намерении трансграничной передачи таких персональных данных.
В целом, исходя из содержания отчета эмитента ПАО «Аэрофлот» за 2022 г. в части наступления обстоятельств, влекущих перебои в международном воздушном сообщении, а также анализа обновленной нормативной базы в области персональных данных, представляется, что риск наступления негативных последствий для данной сферы является невысоким.
Действительно, получается так, что российское законодательство предполагает добровольное предоставление от формально независящих от России лиц из третьих стран определенного рода информации, необходимой для осуществления российскими организациями деятельности по трансграничной передачи данных до ее начала. Таким образом, российская сторона рассчитывает в данном случае на весьма конструктивное отношение зарубежных контрагентов. Однако даже если выполнить требования законодательства полностью не поучится, с учетом складывающейся международно-правовой и политической ситуации, российский правоприменитель навряд ли будет наказывать Аэрофлот за несообщение в адрес Роскомнадзора ряда предусмотренных законодательством и заранее добросовестно запрошенных авиакомпанией у иностранной стороны сведений, которые в итоге не были из-за границы предоставлены.
В случае если внутринациональные правовые риски для Аэрофлота других авиаперевозчиков все же будут реализовываться, то для их нивелирования могут быть внесены изменения в статью 12 Федерального закона № 152-ФЗ и подзаконные акты Правительства, которые позволят нормализовать работу с трансграничной передачей данных авиакомпаний